Итоги
Информация о конференции
Первая научная конференция по теме: «История торговли в Беларуси (с древнейших времён до конца ХХ в.): проблемы изучения и перспективы исследования» была проведена 14-16 ноября 2013 г. в Минске и стала началом реализации уникального масштабного долгосрочного проекта по исследованию истории розничной торговли в Беларуси.
Организатором и спонсором конференции и проекта выступает группа компаний «Менка» во главе с генеральным директором Ларисой Лазаревич.
Участвовать в конференции выразили желание 98 ученых. Организационному комитету конференции пришлось провести обстоятельный анализ, чтобы отобрать наиболее интересные и соответствующие теме конференции доклады. Из числа приглашённых к участию, смогли прибыть на научный форум и зачитать свои доклады 37 учёных из Беларуси, Германии, Израиля, России, Украины. В последний день работы конференции к ним присоединились 10 минских археологов.
В качестве почётных гостей были приглашены представители органов власти, дипломатических представительств, крупных исследовательских и высших учебных заведений Беларуси, государственных музеев, архивов, библиотек, ряда коммерческих учреждений и общественных объединений.
Пленарное заседание началось с выступления заместителя министра торговли Республики Беларусь Ирины Наркевич, которая зачитала адрес министра торговли Валентина Чеканова с приветственным словом к участникам конференции. С приветственными словами выступили: генеральный директор группы компаний «Менка» Лариса Лазаревич, профессор архитектуры, заслуженный архитектор Беларуси Вальмен Аладов, специалист-практик с 30-летним опытом работы в области торговли Владимир Нерозя.
В ходе пленарного заседания были заслушаны доклады Михаила Брянцева (Россия), Петра Гуда (Минск), Евгения Иванова и Юлии Петрушевской (Могилёв), Эммануила Иоффе (Минск), Дмитрия Карева (Гродно), Андрея Киштымава (Минск), Владимира Ляховского (Минск ), Бернда Халлира (Германия), Захара Шибеко ( Израиль — Беларусь ), Николая Шелега (Минск).
Всеми докладчиками и гостями конференции отмечались важность, актуальность и уникальность научного проекта по изучению истории розничной торговли в Беларуси: его инициатором впервые выступает частный бизнес, а его практическая направленность сочетается с академическими требованиями к запланированному исследованию.
Работа на конференции была организована по трём секциям: «Условия для развития торговли и торговые связи до ХХ в.» (модератор Юрий Грузицкий), «Торговля в локальном и антропологическом измерении до ХХ в.» (модератор Андрей Киштымов), «Торговля в Беларуси в ХХ в.» (модератор Владимир Ляховский). Кроме того, был проведён круглый стол «Место и роль археологии в изучении истории торговли» (модератор Сергей Тарасов).
В конференции приняли участие историки, археологи, этнографы, экономисты, правоведы. В определённой степени им удалось показать, какие факторы влияли на развитие торговли в Беларуси, какие организационные формы она имела в прошлом, что представляли собой отдельные торговые центры и сами торговцы, а также, какими особенностями отличалась торговля в годы советской власти. Археологи сосредоточились на проблеме эволюции простого обмена продуктами и вещами в торговлю. Они дискутировали об истоках торговой деятельности наших предков.
Форум специалистов в области торговли закончился заседанием, на котором были подведены итоги работы. Лариса Лазаревич изложила своё концептуальное видение перспектив дальнейшего изучения истории торговли в Беларуси, обозначила свою позицию в деле практического использования результатов исторических исследований в современном бизнесе и выразила благодарность участникам конференции за плодотворную работу. По её мнению, проведённая конференция стала важнейшим событием не только в жизни компании «Менка», но и в общественной жизни всей нашей страны. Затем были выслушаны и обсуждены пожелания и предложения учёных.
Основные итоги конференции
Проведение конференции позволило выявить степень изученности истории торговли в Беларуси, очертить круг заинтересованных в её изучении учёных, понять важность определённых проблем в исследовании торговли, определить планы на будущее.
1. Участники конференции продемонстрировали тематическое разнообразие проблемы, её самые неожиданные нюансы. В территориальном аспекте наиболее изученным оказалась локальная торговля (отдельных городов и регионов), в хронологическом плане – торговля времён Российской империи, в тематическом плане – торговые связи. Однако, было засвидетельствовано, что в целом белорусская торговля прошлого исследована слабо, особенно в период советской власти.
2. Тема конференции вызвала большой интерес исследователей. Она привлекает своей аттрактивностью и актуальностью. Судя по поданным на участие в конференции заявкам, определённые научные наработки в изучении истории торговли Беларуси и желание исследовать её в перспективе имеют около 100 учёных. Это свидетельствует о наличие интеллектуального потенциала. Однако, обнаружилось практически полное отсутствии исследователей, которые бы специализировались на изучении истории белорусской торговли, и отсутствие в стране системы подготовки кадров в области экономической истории.
3. В ходе научных дискуссий обращалось внимание на важность изучения таких проблем, как генезис торговли, формирование рынка потребления, человеческий фактор в торговой деятельности.
4. Успешная организация и проведение конференции компанией«Менка» и внимание к мероприятию со стороны Министерства торговли свидетельствует о заинтересованности частного бизнеса и государства в использовании исторического опыта торговой деятельности наших предков для успешного развития торговли на современном этапе.
5. Специалисты в области экономической истории получили уникальный шанс иметь поддержку со стороны спонсоров и заинтересованных государственных структур. Наметилась перспектива долгосрочного сотрудничества историков и бизнесменов под опекой государства. В связи с этим, история может стать товаром не только для турбизнеса, но и для торговых и других заведений экономического сектора.
Рекомендации для дальнейшей деятельности, принятые на конференции
С учётом результатов конференции, предложений и планов спонсора, можно наметить следующие планы, пожелания и рекомендации.
1. Напечатать материалы конференции в бумажной версии и в интернет-версии.
2. Проводить научные конференции по истории торговли в Беларуси с периодичностью раз в два года.
3. Приступить к написанию научной монографии «История розничной торговли в Беларуси» и завершить эту работу, примерно, через два года.
4. Принять участие в юбилейных мероприятиях Министерства торговли Республики Беларусь, которое отмечает в 2014 г. свое 90- летие.
5. Провести в конце 2014 г. воркшоп (семинар) учёных на тему «Источники для исследования истории розничной торговли в Беларуси».
6. Создать при группе компаний «Менка» условия для объединения исследователей истории торговли в Беларуси, а в перспективе, по примеру других стран, и для создания ассоциации исследователей истории торговли. Это позволит возродить белорусскую школу исследователей экономической истории и выйти на уровень международного сотрудничества.
7. Предусмотреть в перспективе создание научно-практического журнала, посвящённого прошлой и современной торговле Беларуси.
8. Создать при группе компаний «Менка» музейную экспозицию, посвящённую истории розничной торговли в Беларуси; принять участие в организации публичной выставки такого же содержания совместно с Министерством культуры, Национальным музеем истории Беларуси и Белорусским государственным архивом кинофотофонодокументов.
9. Инициировать ходатайство соответствующих министерств Беларуси к руководству НАН Беларуси о включении экономической истории в число специализаций ВАК по защите диссертаций для получения научных степеней. Это объясняется необходимостью привлечь к изучению истории розничной торговли Беларуси молодых специалистов.
10. Просить руководство университетов поощрять студентов и аспирантов изучать историю розничной торговли в Беларуси. Рекомендовать и просить учёным обратиться к более интенсивному исследованию розничной торговли в Беларуси, при этом, особое внимание обратить на библиографию проблемы, её источниковедческую базу, развитие торговой деятельности в период советской власти, историю отдельных отраслей торговли, наличие национальных особенностей в торговле, освоение новых методик исследования.
11. Рекомендовать и разъяснять работникам связанным с торговой деятельностью в Беларуси важность использования исторического опыта своих предшественников в целях повышения имиджа и эффективности работы своих учреждений; показывать имеющиеся возможности для такого использования.
12. Распространять информацию об итогах конференции и ходе реализации намеченных планов в СМИ.